- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Исследования эмоций в отечественной и зарубежной психологии
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007862 |
Тема: | Исследования эмоций в отечественной и зарубежной психологии |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ……………………….. Понятие об эмоциях. Специфика психического отражения в эмоциях. Условия возникновения эмоций.…………………………………….. Исследования эмоций в отечественной и зарубежной психологии …………………………………………………………………… Трудности в общении у подростков …………………………………………… Взаимосвязь эмоциональной сферы подростка с активностью общения в социальных сетях ……………………….. ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ……………………………………..………………. ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭМПЕРИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСКОВ С АКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ……………………. Организация, методы и методики исследования эмоциональной сферы и активности общения в социальных сетях у школьников подросткового возраста……………................................................ Обработка анализа полученных результатов в исследовании ……………. Разработка коррекционной программы для школьников с активностью общения в социальных сетях ВЫВОД ПО II ГЛАВЕ…………………………………….………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………................... СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………….… ПРИЛОЖЕНИЯ...…………… ……………………………………… Введение Актуальность данной темы определяется значимостью изучения взаимосвязи особенностей эмоциональной сферы подростков с активностью общения в социальных сетях. Подростковый период можно по праву назвать периодом эмоциональной нестабильности. Двойственность эмоций, их излишняя глубина и продолжительность, а также частая смена одной эмоции другой могут заложить фундамент различных эмоциональных расстройств. Наиболее уязвимым к действию внешних явлений человек является в кризисные периоды, коим и является подростковый возраст. То в какой среде находится личность в этот промежуток времени, будет во многом определять его дальнейшее поведение уже во взрослом состоянии. Именно поэтому меня заинтересовала проблема социальных сетей, так как, подростки являются активными пользователями данных сайтов и большую часть времени проводят в виртуальной среде. Наиболее обсуждаемым в современных средствах массовой информации данных считается проблема, связанная с активностью общения в социальных сетях именно подростков. Ведь, подростковый возраст – один из самых сложных периодов развития человека и несмотря на относительную кратковременность, всю дальнейшую жизнь индивидуума он во многом определяет. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со сверстниками и взрослыми людьми, уровня развития интеллекта, способностей и познавательных процессов. И конечно же эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение. Так же, подростковый возраст, характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении агрессивности, тревожности и других бурных реакций и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. В последнее время интерес к проблеме эмоционального развития значительно возрос и эмоциональные нарушения, возникающие в этот период, имеют далеко идущие последствия. Некоторые исследователи связывают типы нарушения поведения у детей с различными формами эмоциональной сферы и неоднократно демонстрируется связь с активностью общения в социальных сетях. Социальные сети могут служить полем вымещения таких видов агрессии как вербальная и косвенная, в силу того, что это является более безопасным для подростков способом достичь освобождения от негативных эмоций. Помимо этого, исследователи считают, что социальные сети могут провоцировать усиление, имеющиеся склонности к кому-либо виду агрессии, например, к негативизму и подозрительности за счет своих функциональных особенностей и возможностей, а так же в силу формирования зависимости к ним. Специфика социальных сетей может способствовать развитию тревоги у личности, ранее её не имеющей, но склонной к ней. Желание быть постоянно в курсе событий из жизни друзей, кумиров, любимого певца, актера или блоггера, может послужить основой для формирования зависимости. В следствии чего создается потребность постоянно находится в сети и отслеживать текущие обновления. Такая привычка может привести к нарастанию тревоги, возникающей на основе страха упустить что – либо важное, если не находиться в социальной сети постоянно. Кроме того, рассматриваемые сайты социальных сетей, могут усиливать уже имеющиеся эмоциональные проблемы и в силу возникновения нестабильности, личность становится более внушаемой к воспринимаемой информации. Так же стоит отметить, что социальные сети, в большей степени, содержат количество визуальной информации агрессивного и сексуального содержания, которая вследствие расшатывает и без того нестабильное эмоциональное состояние подростка. Объект исследования – подростки. Предмет исследования – были рассмотрены такие компоненты эмоциональной сферы как агрессия, тревожность, депрессивное состояние и активность общения в социальных сетях. Цель работы – проанализировать теоретические основы и исследовать взаимосвязь особенностей эмоциональной сферы подростков с активностью общения в социальных сетях. В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: Активность общения в социальных сетях, взаимосвязанная с эмоциональной сферой подростка. Задачи: 1. Осуществить анализ зарубежных и отечественных подходов к пониманию особенностей эмоций, специфики психического отражения в эмоциях и условиях возникновения эмоций; 2. Рассмотреть понятие эмоций и социальные сети; 3. Изучить трудности в общении у подростков и выявить взаимосвязь особенностей эмоциональной сферы подростков с активностью общения в социальных сетях. В качестве методов исследования использовались: теоретические методы (анализ научной литературы по проблеме); эмпирические методы (наблюдение); тестирование («Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан, «Тест агрессивности» опросник Л.Г. Почебут, методика «Дифференциальной диагностики депрессивных состояний» (Цунга), анкета «Активность пользователя в социальных сетях» Д.В. Филатова). Практическая значимость проекта: работа может быть использована при изучении психологии личности подростка, а также, данную работу, могут использовать социальные педагоги, психологи и классные руководители в образовательных учреждениях, с целью улучшения психологической работы с подростками и их родителями. Опытно - экспериментальной базой является Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа №10 города Чехов, 8 классов в количестве 60 человек, из них 29 юношей и 31 девушка в возрасте 14 лет. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложения. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1.1. Понятие об эмоциях. Специфика психического отражения в эмоциях. Условия возникновения эмоций. Многие века ученые признают центральное место эмоций в человеческой психике. В психологии не было ни одной значительной школы, которая не разработала бы своей собственной концепции формирования и развития эмоциональных состояний. Уже в философских воззрениях Демокрита и Платона уделяется внимание значению чувств в регуляции деятельности, в работах Аристотеля поднимается вопрос об аффектах, способах их предупреждения и борьбы с ними. Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать): - это непосредственное и пристрастное переживание человеком своего отношения к какому – либо объекту, событию, ситуации; - это сложный феномен, который активирует нейронные, когнитивные и моторные процессы; эмоции предполагают сотрудничество психического и телесного, требуют задействованности всех уровней личности (К. Изард). К эмоциональным переживаниям, наряду с эмоциями, относятся аффекты, настроение, страсть, стресс, фрустрация и чувства. Аффект – это сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание. Связан с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Настроение – это длительное эмоциональное состояние, общий фон, окрашивающий все поведение человека. Создает основу для возникновения других эмоциональных переживаний (радость, грусть). Страсть – это сильное, стойкое всеохватывающее чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть связана с потребностями и свойствами личности. Это сплав эмоций, чувств и мотивов, сконцентрированных вокруг определенного человека, предмета или деятельности. Стресс – это состояние чрезмерного сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека при эмоциональной перегрузке. Фрустрация – это переживание напряжения, тревоги, гнева, отчаяния, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с непреодолимыми (объективно и субъективно) препятствиями. Сопровождается отрицательными эмоциями, дезорганизующими сознание и поведение. Чувства – это устойчивая форма переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Эмоции, согласно В. Н. Парферову, - это феномен субъективного переживания собственных состояний и субъективных отношений в мире вещей и людей. Эмоции как аффективное психическое образование характеризуют потребности человека, предметы, на которые они направлены. Эмоции субъективны: - они отражают субъективное отношение человека к самому себе и к окружающему миру; - отражают личную значимость. В основе возникновения эмоций лежат потребности и мотивы человека. Удовлетворение потребностей и мотивов предполагает определение целей, решение конкретных задач. Кроме того, жизненная ситуация, в которой происходит достижение цели, обусловливает особенности эмоционального переживания. Так, если условия способствуют удовлетворению потребностей и достижению цели, то вызывают положительные эмоции (радость, интерес и др.). Если же ситуация воспринимается как препятствующая реализация потребности и достижению цели, то возникают отрицательные эмоции (гнев, тревога и др.). Таким образом, можно говорить о двойной обусловленности эмоций: - потребности; - особенности ситуации. 1.2. Исследования эмоций в отечественной и зарубежной психологии. В теоретическом осмыслении эмоций, как известно, имеются две крайние позиции. С одной стороны, это биологизаторские представления об эмоциях как адаптационном (и только) механизме приспособления психики к среде, с другой - это интеллектуалистические представления об эмоциях как результате дефицита информации. К числу первых относится, например, концепция Петра Кузьмича Анохина, не видевшего разницы между эмоциями животных и человека ни в качественном отношении, ни с точки зрения выполняемых ими функций. Он считал, что эмоции – это продукт эволюции, это приспособительный фактор в жизни животных. Эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах. Эмоции – это своеобразный инструмент, оптимизирующий особи и всего вида. Отрицательные эмоции мобилизуют человека и способствуют удовлетворению потребностей оптимальным способом, эмоциональное беспокойство заставляет искать другие способы достижения цели. Положительные эмоции сигнализируют об удовлетворении потребностей и тем самым подкрепляют способ удовлетворения потребности. Примером второй точки зрения является информационная теория Павла Васильевича Симонова, свозящая все многообразие эмоции к дефициту информации. Он считал, что эмоции возникают вследствие недостатка или избытка информации, необходимой для удовлетворения потребности. Эта идея отражается в следующей формуле: Э = f [П, (Ин — Ис), …. ], Где Э – эмоция, ее сила и качество; П – актуальная потребность, ее величина и специфика; Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности; Ис – информация, которой располагает человек в момент возникновения потребности. На основании данной формулы можно сделать следующие заключения: 1) если П=0, то и Э=0, т.е. нет потребности, нет и эмоций; 2) если Н=С, то Э=0, т.е. ситуация, когда человек обладает полнотой информации и возможностями для удовлетворения потребности; 3) если С=0, то Э – максимальна, так как при наличии потребности нет никакой информации о том, как ее удовлетворить. Этот случай, о котором говорят: «Страшно не событие, а его ожидание». 4) если С больше Н, то возникают положительные эмоции. То есть эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения, т.е. при недостатке или избытке информации, необходимой для достижения цели. Степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, необходимой для удовлетворения этой потребности. Информированность человека о средствах удовлетворения потребности может снимать эмоции. И та и другая концепции не могут претендовать на целостную характеристику эмоций как психических явлений, хотя они и отражают определенные аспекты эмоциональной сферы. Прежде всего, эти концепции не учитывают сложный неоднородный состав эмоциональных явлений, составляющих «эмоциональную сферу» человека. В «эмоциональную сферу» человека входят, по-видимому, различные типы эмоциональных явлений, такие, как эмоциональный тон ощущений, эмоциональная реакция (или эмоциональный процесс), эмоциональные состояния, эмоционально-личностные качества. Каждый из этих типов эмоциональных явлений характеризуется своими закономерностями формирования, функционирования и распада, что нельзя не учитывать при построении общепсихологической концепции эмоций. Общепсихологическая концепция эмоций должна учитывать и цельный для человеческой психики фактор - фактор социального опыта, культурно-исторической детерминации всех человеческих психических явлений, включая и эмоции. В зарубежной психологии, Чарлз Роберт Дарвин, считал, что эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей. Эмоциональные ощущения в процессе эволюции закрепились (биологически) как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких – либо факторов. Эмоции полезны; они – рудименты целесообразных инстинктивных действий, сигналов для особей своего и другого вида (например, разгневанный человек: его дыхание и кровообращение обеспечивают мышечную работу, чтобы быть готовым к драке). Идеи Дарвина являлись толчком для других теорий, в частности, «периферической» теории Джемса – Ланге. Независимо друг от друга американский психолог Уильям Джемс («Что такое эмоция», 1884г.) и датский патологоанатом Карл Георг Ланге (1895г.) предложили данную теорию. Согласно этой теории, эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями; физиология первична, эмоции вторичны. Схематично суть данной теории можно выразить в следующей последовательности: Раздражительность возникновение физиологических изменений сигнал об этих изменениях в мозг эмоция. В «классической» теории эмоций отмечается иная последовательность: Восприятие эмоция переживание эмоции органические реакции. У. Джемс проиллюстрировал теорию следующей фразой: «Мы печалимся, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим» (т.е. вначале плач, потом печаль). Положительным аспектом теории является указанная связь внешнего раздражителя, поведенческого акта, эмоционального переживания. К недостаткам можно отнести сведение эмоции к осознанию ощущений, возникающих в результате периферической реакции (эмоции производны от ощущений), т.е. понимание эмоции как суммы органических ощущений. В русле теории Джемса – Ланге рассматривал эмоции Г. Мюнстерберг. Критиками теории Джемса – Ланге выступали У. Кеннон и П. Бард. У. Кеннон критиковал теорию Джемса – Ланге по следующим пунктам: 1) физиологические реакции, возникающие при разных эмоциях, бывают похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие; 2) физиологические изменения развертываются медленно, а эмоциональные переживания возникают быстро и предшествуют физиологической реакции; 3) искусственно вызванные физиологические изменения, характерны для определенных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение. По Кеннону, эмоции возникают вследствие специфической реакции ЦНС, и в частности – таламуса. Он предложил следующую последовательность возникновения эмоций: Раздражитель возбуждение таламуса эмоция физиологические изменения. П. Бард полагал, что эмоциональные переживания и сопутствующие им физиологические изменения возникают почти одновременно. Э. Клепаред, считал, что эмоции возникают, когда затруднена адаптация (если человек может убежать, но не испытывает страх). Л. Фестингер связывал возникновение эмоций с достигнутым результатом. Когда между ожидаемым и реальным результатом есть расхождение (когнитивный диссонанс), то возникают отрицательные эмоции. Если ожидание и результат совпадают (когнитивный консонанс), то возникают положительные эмоции. Эмоции, которые возникают в обоих случаях, - основные мотивы соответствующего поведения человека. Дж. Хант уточнял, что диссонанс также может вызывать положительные эмоции. Для этого необходим «оптимум расхождения» (новизны, необычности): если сигнал не отличается от предшествовавших, он оценивается как неинтересный; если отличается слишком сильно, покажется опасным, неприятным. Нейро – культурная теория эмоций, П. Экмана, доказывает, что в каждой культуре – свои особенности проявления эмоций; культурные и половые различия определяют проявление эмоций в ситуациях. К. Изард, говорил о том, что эмоции – это сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно – мышечные и чувственно – переживательные аспекты (компоненты), поэтому эмоции можно рассматривать как систему. То есть эмоции – первичная мотивационная система человека; каждая эмоция в процессе эволюции выполняла те или иные адаптивные функции. Основную мотивационную систему человека образуют десять базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд (смущение), вина, удивление, интерес. 1.3. Трудности в общении у подростков. Большинство трудностей в общении у подростков связано с нарушениями в прохождении ими нормативного кризиса и формирования эго-идентичности. Так, если результатов кризиса становится формирование у подростка слабой идентичности, он прибегнет к самоизоляции и формализации взаимоотношений со сверстниками или, возможно, будет вступать в большое количество достаточно поверхностных контактов, не приносящих ему удовлетворения, не дающих ощущения близости. Достаточно часто трудности в общении проявляются у подростков с неуверенной идентичностью. Они недовольны собой в целом или, может быть, своей внешностью, ощущают свое отличие от сверстников: другие кажутся им более уверенными, привлекательными, полноценными. Интересно, что свое чувство неполноценности подросток иногда пытается компенсировать через конфликты с родителями: здесь в атмосфере безопасности он может попытаться доказать свою полноценность. Со сверстниками же подросток с неуверенной идентичностью может проявлять себя двумя путями. 1. Демонстрация застенчивого поведения. Внешне такие подростки не проявляют своих чувств, живут в своем внутреннем мире. Окружающим они могут казаться абсолютно спокойными, однако в душе их могу бушевать сильнейшие переживания и неудовлетворенные желания. Как правило, такие подростки обладают повышенной склонностью к самоанализу и поэтому постоянно сравнивают себя с другими, чувствуя, что не соответствуют желаемым стандартам. Особенность таких ребят – их склонность к самоуничижению. Даже если школьная успеваемость у них не хуже, чем у остальных, они собирают для уничижения другие аргументы по принципу «Я не такой способный, как другие». И хотя может показаться, что они не стремятся к общению, что им нравится быть наедине с собой на самом деле они глубоко страдают от невозможности близких контактов. Интересно, что в подобном случае возможна ситуация, когда подросток не имеет трудностей в общении с родителями. Более того, он может обращаться к родителям за помощью в налаживании контактов со сверстниками. Вероятно, к неуверенной идентичности здесь добавляется некоторая несформированность эмоциональной децентрации, т.е. умения встать на позицию другого человека, взглянуть на проблему его глазами, приспособиться к окружающим. Это часто происходит в ситуации, когда ребенок имеет опыт благополучного общения с родителями в ущерб опыту общения со сверстниками. Родители, стараясь приспосабливаться к подростку, всегда быть в понимающей позиции, не ставят его перед необходимостью понимания других и приспособления к ним. 2. Излишнее стремление к лидерству, которое в данном случае имеет защитный характер. Через лидерство подростки пытаются доказать окружающим – но в первую очередь самим себе – собственную компетентность, полноценность, силу. Понятно, что такой путь приводит к частым конфликтам со сверстниками, поскольку из-за неуверенной идентичности подросток не может выполнять лидерские функции. Конечно, возможно и сочетание тех или иных проявлений застенчивости и стремления к лидерству. Этот путь наиболее тяжел, потому что ни подросток, ни окружение не понимают, чего он хочет на самом деле. Если результатом кризиса станет формирование размытой идентичности, то трудности в общении обусловит прежде всего такой ее аспект, как наличие страха взросления. В этом случае подростки пытаются прятаться за семью, со сверстниками избегают глубоких контактов, которые пугают их и представляются рискованными. Если у полростка формируется иллюзорная идентичность, то общение осуществляется в основном с кумирами, поэтому отношения со сверстниками, хотя и бесконфликты, но достаточно поверхностны. В то же время субъективно трудности в общении со сверстниками подростком не переживаются. При внимательном рассмотрении можно заметить, что, как правило, наличие трудностей в общении со сверстниками у подростка сопровождается теми или иными проблемами внутрисемейного общения, причем последние при этом могут существенно усиливаться. 1.5. Взаимосвязь эмоциональной сферы подростка с активностью общения в социальных сетях. Подростковый период можно по праву назвать периодом эмоциональной нестабильности. Двойственность эмоций, их излишняя глубина и продолжительность, а также частая смена одной эмоции другой могут заложить фундамент различных эмоциональных расстройств. Юность – это период жизни между детством и зрелость. Она начинается с физических проявлений полового созревания и длится до приобретения человеком самостоятельности. Ранняя юность – это переходный период. В прошлые времена в западных обществах (как сейчас в некоторых странах третьего мира) юность считалась только короткой интерлюдией между зависимостью ребенка и ответственностью взрослого человека (Baumeister & Tice, 1986). Статус и обязанности взрослого юноша получал вскоре после наступления половой зрелости, что часто сопровождалось уточненными обрядами инициации. Новый взрослый человек начинал работать, женился, имел детей. Но позже, по причине улучшения питания, половое созревание происходило в более раннем возрасте. Однако с учетом обязательного образования молодой человек получал самостоятельность не сразу. В результате этого и появился период между биологической зрелостью и социальной независимостью, который и назван юность. С чем можно сравнить юношеские годы? Для святого Августина юность – это «время пламенных страстей, это лихорадочные грезы разбуженной плоти … Любовь и похоть кипели в моей душе, выплескивая в бездну все мое юношеское целомудрие». В романе «Анна Каренина» Л. Толстой описывает годы несовершеннолетия как «то счастливое время, когда детство только заканчивается, и в его большом пестром и веселом кругу начинает различаться жизненная тропа». Юная Анна Франк, прячась с семьей от нацистов, пишет в своем дневнике: «Отношения ко мне каждый день разные. То Анна умная и рассудительная девочка, которой разрешается знать все, то она всего лишь маленькая дурашливая девочка, которая совсем ничего не смыслит и воображает, что обо всем может узнать из книг. О, все в моей душе кипит от возмущения, когда я лежу в кровати перед сном и думаю о том, как же дальше жить с этими людьми, которые так раздражают меня и никогда не понимают моих намерений». Дж. Стэнли Холл (Hall, 1904г.), первый американский психолог, который дал описание подросткового возраста, считал, что противоречие между биологической зрелостью и социальной зависимость создает в душе период «бури и натиска». После 30 лет многие из нас не хотели бы вновь вернуться в то время, когда так важно было получить одобрение ровесников, когда понимание своего пути в жизни постоянно менялось, а отчуждение в отношениях с родителями достигало пика (1964г.). Современные психологи отмечают, что для юности характерны перепады настроения. Иные психологи считают, что у многих ранняя юность бывает такой, какой ее описал Толстой, а значит, она наполнена предчувствием радости и освобождения от опеки взрослых. Это время преданной дружбы, высоких идеалов и возвышенного чувства неограниченных возможностей (Coleman, 1980г.). Эти психологи не удивились бы результатам опроса учеников старших классов, когда 9 из 10 подтвердили: «Да, вообще я доволен собой» («Public Opinion», 1987 г.). Поэтому наиболее уязвимым к действию внешних влияний человек является в кризисные периоды, коим и является подростковый возраст. То в какой среде находится личность в этот промежуток времени, будет во многом определять его дальнейшее поведение уже во взрослом состоянии. Именно поэтому меня заинтересовала проблема социальных сетей, так как, подростки являются активными пользователями данных сайтов и большую часть времени проводят в виртуальной среде. Проблема интернета в целом, и социальных сетей, в частности является достаточно разработанной в современном научном сообществе. Так феномен интернет — аддикции изучали Войскунский А. Е., Панкова Т. В., Сергеева Н.В; виртуальную коммуникацию Арестова О. Н., Белинская Е. П., Жичкина А. Е.. Кроме того, известны работы конкретно по социальным сетям. Данную проблему подробно освещала в своих публикациях Козлова Н. С., ею был проведен общий анализ социальных сетей, изучено влияние настроения и самочувствия на характер использования данных сайтов, выявлена взаимосвязь механизмов психологической защиты с вовлеченностью личности в социальные сети. Присутсвие рефлексии собственного эмоционального состояние, которое является фактором, способствующим возможности отслеживать формирование зависимости, может содействовать сравнительно небольшому количеству часов, проведенных в социальных сетях. С другой стороны, отсутствие явно выраженной зависимости, может увеличивать эмоциональную осведомленность, за счет увеличения количества времени, в течение которого можно рефлексировать над своими эмоциями и чувствами. Управление эмоциями — это, прежде всего, произвольное управление своими эмоциями. Подростки, умеющие управлять своими эмоциями, могут удалиться без причины из социальных сетей и при невозможности выйти в сеть испытывают азарт. В результате анализа взаимосвязи различных аспектов эмоционального интеллекта и особенностей использования социальных сетей был сделан вывод, что чем выше уровень эмоциональной осведомленности, управления своими эмоциями, самомотивации, то есть в целом можно сказать уровень эмоционально интеллекта, тем в меньшей степени у подростков проявляется зависимость от социальных сетей. Таким образом, в ходе исследований было выявлено, что социальные сети действительно оказывают влияние на эмоциональную сферу подростка. Возможно возникновение некоторых видов агрессии и личностной тревожности. Кроме того, рассматриваемые сайты могут усиливать уже имеющиеся эмоциональные проблемы. В силу возникновения эмоциональной нестабильности, личность становится более внушаемой к воспринимаемой информации. Стоит отметить, что социальные сети содержат большое количество визуальной информации агрессивного и сексуального содержания, которая расшатывает и без того нестабильное эмоциональное состояние подростка. Постоянная привычка удовлетворять ведущие потребности посредством манипуляций в виртуальном мире, постоянна забота о собственном имидже в социальных сетях, может вести к развитию неврозов. Стоит отметить, что зависимость от данных сайтов, говорит также о том, что снижается время, затраченное на получение знаний и навыков, что также является огромной опасностью, угрозой деградации. Мы должны помнить, что подростки являются будущим нашего общества и от того, как пройдет данный кризис взросления, будет зависеть, какими психическими особенностями будут обладать следующее поколение граждан, и что будет составлять содержание их сознания. ВЫВОД ПО I ГЛАВЕ ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСКОВ С АКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. 2.1. Организация и методики исследования эмоциональной сферы и активности общения в социальных сетях у школьников подросткового возраста. Проанализировав психолого-педагогическую литературу нами были выделены основные теоретические положения: переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со сверстниками и взрослыми людьми, уровня развития интеллекта, способностей и познавательных процессов. И конечно же эмоциональное развитие претерпевает в это время существенное изменение. Так же, подростковый возраст, характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновении агрессивности, тревожности и других бурных реакций и поэтому изучение эмоционального развития подростков занимает ведущее место в психологии. Цель: изучить уровень тревожности, агрессивности, депрессивного состояния и активности общения в социальных сетях. Задачи: - провести исследование уровня тревожности, агрессивности, депрессивного состояния. - выявить взаимосвязь эмоциональной сферы подростка с активностью общения в социальных сетях. В исследовании принимали участие 60 человек 8 классов, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней школы №10, из которых 31 девушка, 29 юношей. Класс обучается по традиционной системе. Возрастной состав одинаковый. Все участники были ознакомлены с процедурой исследования. Основными методами исследования являлись: тестирование («Шкала личностной тревожности» А.М. Прихожан, «Тест агрессивности» опросник Л.Г. Почебут, методика «Дифференциальной диагностики депрессивных состояний» (Цунга), анкета «Активность пользователя в социальных сетях» Д.В. Филатова). Методы исследования: анализ, обобщение, классификация, наблюдение, сравнение, эксперимент. Методика «Шкала личностной тревожности» (А. М. Прихожан). Шкалы: школьная тревожность, самооценочная тревожность, межличностная тревожность, магическая тревожность. Назначение методики: Определение уровня личностной тревожности. Описание методики: Настоящая шкала тревожности была разработана А.М.Прихожанв 1980-1983 гг. по принципу «Шкалы социально-ситуационного страха, тревоги» О.Кондаша. Особенность шкал такого типа в том, что в них тревожность определяется по оценке человеком тревогогенности тех или иных ситуаций обыденной жизни. Достоинствами шкал такого типа является то, что, во-первых, они позволяют выделить области действительности, вызывающие тревогу, и, во-вторых, в меньшей степени зависят от умения школьников распознавать свои переживания, чувства, т.е. от развитости интроспекции и наличия определенного словаря переживаний. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. Методика разработана в двух формах. Форма А предназначена для школьников 10-12 лет, Форма Б – для учащихся 13-16 лет. Инструкция к обеим формам одинакова. Материал: бланк опросника. Текст методики и ключ представлен в Приложении 1. Результаты первичного обследования представлены в Таблице №1. Обработка полученных данных: Рис.1. Результаты методики «Шкала личностной тревожности» (А. М. Прихожан). Полученные данные позволяют говорить о преобладающим низким уровнем тревожности в данных классах. Он отмечается у 67% (40 респондентов). Средний уровень тревожности отмечается у 30% (18 респондентов), а высокий уровень тревожности - 3% (2 респондента). (Рис.1) Тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут) Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия. Назначение теста: Диагностика агрессивного поведения. Описание теста: В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному. Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Б. Басс и Р. Дарки разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека. Материал: бланк опросника. Текст теста-опросника и бланк представлен в Приложении 2. Результаты первичного обследования представлены в Таблице №1. Обработка полученных данных: Рис.2. Результаты теста агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут). По данным этой методики у 82% (49 респондентов) преобладает средний уровень агрессивности, у 10% (6 респондентов) он занижен, а у 8% (5 респондент) - завышен. (Рис.2) Ме....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: